Культурный Ландшафт. Документы
Культурный ландшафт лого Ландшафтно-Экологическая Архитектура и Дизайн г. Сочи - Landscape Ecological Architecture and Design
Культурный ландшафт. Ландшафтное проектирование г. Сочи  
Телефон в Орске и Оренбурге8 905 8479141
Телефон в Сочи8 988 1472058
ЛИТЕРАТУРА

Главная > Информация > Литература

ЛАНДШАФТ И АРХИТЕКТУРА
ДЖОН ОРМСБИ САЙМОНДС

Ландшафт и архитектура. Джон Ормсби Саймондс

СОКРАЩЕННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛИЙСКОГО А. И. МАНЬШАВИНА
Научный редактор Л. С. Залесская, при участии Е. М. Микулиной
Издательство литературы по строительству — 1965

Скачать книгу в формате *.djvu

Содержание:

  Предисловие к русскому изданию книги Д. О. Саймондса "Ландшафт и архитектура"
Пролог. Охотник и философ
3
7
1

Основные положения
Человек
Природа
Ландшафтный характер
Природа, ее формы и особенности
Сооружения, созданные человеком в ландшафте

9
9
12
13
20
26
2 Участок
Выбор участка
Анализ участка
"Ощущение" участка 
Привязка проекта к участку
Облик сооружения в зависимости от ландшафта
Разработка проекта сооружения на участке 
Единство участка и сооружения 
33
33
35
38
43
47
56
59
3

Организация пространства
Объем участка
Плоскость основания
Верхняя плоскость
Вертикали

67
67
82
88
89
4

XXXXXXX
Перспектива
Ось
Симметричный план
Асимметричный план

XX
103
106
114
119
5

Циркуляция
Пешеходное движение
Железнодорожное, воздушное и водное движение
Автомобильное движение
Подъездной путь

125
134
136
140
142
6

Сооружения в ландшафте
Ограниченное открытое пространство
Композиция сооружения

147
148
149
7

Планировка района 
Городской пейзаж
Город и район
Проектирование окружающей среды

165
165
170
181
 

Эпилог

187

Скачать книгу в формате *.djvu

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ КНИГИ Д. О. САЙМОНДСА «ЛАНДШАФТ И АРХИТЕКТУРА»

Труд крупного ландшафтного архитектора Джона Ормсби Саймондса (John Ormsbee Simonds) представляет собой интересные обобщения личного опыта автора и самых разнообразных тенденций в ландшафтном проектировании.

В наши дни ландшафтной архитектуре уделяется все больше и больше внимания, поэтому книга Саймондса поможет нашим спе­циалистам разобраться во многих проблемах этой сложной и многообразной области.

Отсутствие литературы в области теории ландшафтного проек­тирования является большим пробелом, который необходимо запол­нить. Книга Саймондса адресована не только ландшафтным архитекторам, но и всем архитекторам и инженерам, занимающимся планировкой городов, проектированием парков и благоустройством жилых районов. Кроме того, она может служить пособием для студентов архитектурных вузов.

До сих пор для многих архитекторов ландшафтная архитектура являлась непонятной специальностью и понималась главным образом как озеленение городов, тогда как озеленение является одной из составных частей ландшафтной архитектуры и, в конце концов, не решающей. Книга Саймондса рассматривает многочисленные объемно-пространственные решения и раскрывает всю сложность и многогранность ландшафтных композиций. Она заставляет задуматься над целым рядом философско-эстетических проблем и понять, какой эрудицией и какими обширными знаниями должен обладать архитектор, занимающийся решением вопросов оздоров­ления городов и ландшафтов страны как в целом, так и в каждом отдельном случае.

Становится ясно, что только тщательное изучение взаимосвязи проектируемого объекта с природой, анализ участка, учет всего разнообразия применяемых материалов, организация пространства, движения, цвета, формы и других составляющих элементов приведут к полноценным и прекрасным решениям, когда человек будет чувствовать себя связанным с ландшафтом любого качества — пригорода, города, района или отдельного участка. Эта книга заставляет задуматься над целым рядом вопросов в истории ландшафтного проектирования и понять, что без тщательного изучения истории мы не сможем найти правильного решения в сложнейших условиях современности, где скопления больших масс людей, быстрота движения, затесненность застройки и прочие факторы большого города, пригорода, парка необычайно затрудняют проектирование любого ландшафтного объекта.

Саймондс описывает мир капитализма с его хаосом, отсутствием правильного планирования, приводящими к гибели природы — лесов, гор, водоемов — и к неправильному расселению.

Мы в нашем социалистическом государстве, при строгом плани­ровании, не можем и не должны допускать таких ошибок и поэтому обязаны понять смысл взаимосвязи явлений в природе и в раз­витии наших жизненных пространств — городов, пригородов, районов отдыха и транспортных зон.

Проектировщики, полностью не знакомые с основами ландшафтного проектирования, своим неудачным, неграмотным планированием часто губят наши природные ландшафты. Недаром Саймондс в своем прологе говорит о животных, которые правильно и естественно приспосабливаются к окружающей среде, беря от нее самое ценное для своей жизни. Только изучая взаимосвязь явлений природы и жизни человека, можно спроектировать для него соответствующую физическую среду. Эта задача облегчается условиями советского общества.

В книге Саймондса есть для нас странное и непонятное, так как его предпосылки вытекают из чуждой нам психологии буржуазного мира.

Саймондс часто но видит обратной стороны медали, например, идеализируя жизнь туземцев, связанных с первобытной природой, но сама природа описана им увлекательно.

В целом же книга полезна, она вызывает обилие новых интересных мыслей. Как увлекательно применить некоторые рекомен­дации и советы при строительстве наших новых городов и мест загородного отдыха! Надо извлечь из книги Саймондса то ценное, что представляет интерес для нашего проектирования и проводимой большой работы по благоустройству и озеленению.

Эстетическое начало доминирует в книге Саймондса, но эта эстетика построена на полном учете природных качеств ландшафта, на точном знании функции проектируемого объекта, на исключении несовместимых элементов для данного участка, ландшафта, строи­тельного объекта. Акцентирование положительных качеств участка, ясное представление об объекте, обширные знания действительно приводят к полному синтезу искусства и природы. Как часто мы делаем недопустимые ошибки только потому, что не знаем полностью всех местных условий и не знакомимся тщательно с тем участком, па котором будем строить! У Саймондса прекрасны описания природы и анализ участков, раскрывающие их основные достоинства и недостатки. Как тонко, например, описан процесс изучения участка японским ландшафтным архитектором, вникающим во все особенности при разной погоде и в разные часы дня. И только после такого детального изучения он проектирует сооружение в полном единении с землей и пространством вокруг него.

Какие интересные анализы делает автор в вопросах масштаба, пространственных композиций, движения, единства участка и сооружения, перспективы и целого ряда планировочных решений!

Автор раскрывает многочисленные поэтические стороны ландшафтного проектирования во всей их сложности. Тем самым отношение к проектированию становится тоньше и глубже.

Книга может вызвать дискуссии, но ведь в этом и есть достоинство любого труда — когда он вызывает многочисленные мысли и разжигает воображение читателя. Автор говорит о серьезных проблемах живым, увлекательным языком, приводит многочисленные примеры из своего личного опыта, иллюстрирует свои положения схемами, рисунками и фотографиями, что в целом заставляет особенно внимательно отнестись ко всем его высказываниям.

В нашем социалистическом обществе, где каждая отдельная проблема должна решаться как часть общего, надо особенно внимательно относиться к каждой детали, которую мы проектируем, чтобы создать ощущение целого, такого же прекрасного и гармоничного, как сама природа. Социалистический город, построенный на благо нашего народа, должен создать лучшее окружение для жизни людей, поэтому внешние пространства вокруг нас должны быть так же тщательно обработаны, как и внутренние. В решении всех этих проблем труд Саймондса может быть нам очень полезен.

Л. С. Залесская

Эта книга предназначена для архитекторов, ландшафтных архитекторов и планировщиков, хотя и не исключительно для них; она адресована каждому, чьей задачей может оказаться проектирования сооружения, сада, парка, города или любого другого объекта в без­граничном ландшафте.

Но, начнем сначала...

Несколько лет назад покойный Джон Нокс Шиар, глава факультета архитектуры при Карнегском техническом институте, предло­жил автору книги разработать новый курс для студентов-архитекторов и вести его. По словам Шиара, этот курс должен был «извлечь из области ландшафтной архитектуры те факты, идеи и принципы, которые имеют наибольшую ценность для архитекторов, как в их образовании, так и позднее в их профессиональной работе».

Составленный курс, к счастью, был хорошо принят и скоро распространился на второй семестр, что позволило расширить его с целью включить все наиболее интересное для проектировщиков города и района.

Годы шли, и материалы для лекций разрастались. Сотня рисунков и чертежей были набросаны прозапас, а иллюстрации были вставлены в записи, «как сливы в пудинг». Без всякого особого намерения возникла книга, но еще не окончательно. Ибо книга, как мне сказали издатели, должна быть более сжатой и взаимосвязанной, чем серия записей лекций. И тогда все было тщательно переработано — сокращено и перегруппировано, что обеспечило более привлекательную и рациональную форму. В итоге книга содержит меньше зелени и больше плодов.

Книга «Ландшафт и архитектура» предназначена удовлетворить запросы в такой работе, которая охватила бы в общих чертах процесс ландшафтного проектирования — от выбора участка до завершенного проекта в простом, ясном и практичном изложении.

Книга знакомит нас с формами и особенностями естественного и искусственного ландшафта и с воздействием стихийных сил; в ней анализируются участок и принципы планировки; разбираются вопросы проектирования реальных и хорошо связанных между собой функциональных зон;

показывается организация ландшафтных пространств с точки зрения их использования, их формы, материалов и цвета;
рассматривается проектирование оптимального соотношения сооружения с участком; проектирование сооружений и пространств во взаимосвязи с пешеходным и автомобильным движением;

изучаются результаты исторических и современных размышлений о композиции сооружений;

описывается замысел планировки населенного места и по-новому рассматривается город и район с точки зрения проектирования более эффективной, более продуктивной и приятной среды, окружающей человека.

Как и следовало ожидать, эта книга о ландшафтной архитектуре многие заимствует из опыта архитекторов и градостроителей, для которых наряду с другими читателями она предназначена; в ней рассматривается область проектирования, характерная для этих специальностей.

Совсем не предполагается, что читатель книги станет при этом ландшафтным архитектором. Как и в других отраслях, опыт в ландшафтной архитектуре приходит с долгими годами обучения, путешествий, наблюдений и профессиональной практики. Тем не менее, читатель благодаря этой книге приобретет более ясное представление о том ландшафте, который его окружает, получит много полезных знаний, которые дадут ему возможность работать и про­ектировать в ландшафте с большей уверенностью и с лучшими результатами. Таковы наши намерения.

Скачать книгу в формате *.djvu